ОБУЧЕНИЕ ПО ФГОС ОВЗ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ДЕТЕЙ С ОВЗ
»Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».
В. В. Путин
ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья является и актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
■ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
■ Каждый человек способен чувствовать и думать.
■ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
■ Все люди нуждаются друг в друге.
■ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
■ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
■ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
■ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
В нашем дошкольном образовательном учреждении присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.
Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Предоставление услуг на объекте (ДОУ № 101 г. Липецка):
Материально-техническое обеспечение
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — присутствуют.

- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме — предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
№ п/п
|
Критерии соответствия объекта и услуг требованиям по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов
|
Оценка текущего состояния объекта и услуг требованиям по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (да/нет)
|
1.
|
Обеспечено выделение на автостоянке мест для парковки автомобилей инвалидов
|
нет
|
2.
|
Обеспечена возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории объекта (при наличии территории у объекта)
|
да
|
3.
|
Обеспечено устройство входных групп с учетом потребностей инвалидов различных категорий (К, О, С, Г, У):
|
да
|
-К (инвалиды, передвигающиеся на кресло-колясках)
|
— О (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата)
|
да
|
— С (инвалиды с нарушением зрения: слабовидящие, слепые)
|
да
|
— Г (инвалиды с нарушением слуха: глухие)
|
да
|
— У (инвалиды с ментальными нарушениями: умственная отсталость)
|
нет
|
4.
|
Обеспечена доступность для инвалидов мест предоставления образовательных услуг и самостоятельного передвижения по объекту:
|
|
— наличие пандуса
|
да/нет
|
— наличие поручней
|
да
|
— наличие кресла-коляски
|
нет
|
— наличие лифта
|
нет
|
— наличие подъемников, ступенькоходов, др.
|
нет
|
5.
|
Обеспечено устройство санитарных узлов с учетом потребностей инвалидов (К, О, С, Г, У)
|
да
|
6.
|
Обеспечено дублирование звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации на контрастном фоне, а также с использованием шрифта Брайля
|
да
|
7.
|
Обеспечено размещение информации и оборудования с учетом потребностей инвалидов
|
да
|
8.
|
Проведено инструктирование/обучение сотрудников об условиях предоставления услуг инвалидам
|
да
|
9.
|
Обеспечена возможность предоставления инвалидам по слуху услуги с использованием русского жестового языка, при необходимости, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика
|
нет
|
10.
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
да
|
Детский сад — образовательное пространство, открытое для всех!

Кто входит в группу ОВЗ?
Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.
Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.
Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью.
Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.
Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого в нашем детском саду существует специализированная группа для детей с ОВЗ. Кстати, пребывание деток с ОВЗ в учреждении бесплатное.
Нам очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.
Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.
Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только наше мнение, так считают многие специалисты.
В чем трудности работы с такими детьми?
Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т. п.
Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.
На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.
Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа — коррекция дефектов здоровья ребенка. Если говорить простым языком, то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
С деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 101 г. Липецка можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://detsad101.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).
Наш объект, расположенный по адресу г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 20 и предоставляемые на нем услуги имеет доступность для инвалидов и детей с ОВЗ на специально выделенных помещениях.
- В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи, задержки психического развития.
- Ваш ребенок может посещать группы компенсирующей направленности при наличии медицинского заключения.
- Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
- На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.
Детский сад имеет следующие условия:
— обеспечена возможность входа на территорию детского сада через калитку;
— обеспечена возможность движения внутри здания (расширенные дверные проемы);
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:
— изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам в разделах Страничка педагогов и Это нужно знать каждому.
— консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада dou101lipetsk@mail.ru, mdoulip101@yandex.ru.
— «телефон доверия» по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (телефон 41-36-32, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте http://detsad101.ru)
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
•организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень развития речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Информационно-методические буклеты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
— Приказ департамента образования администрации города Липецка от 30.05.2017 № 767 «Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города Липецка на 2017–2019 гг.» (копия)
— Приложение к приказу департамента образования администрации города Липецка от 30.05.2017 № 767 «План мероприятий по реализации муниципального проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» в образовательных учреждениях города Липецка на 2017–2019 гг.» (копия)
— Приказ ДОУ № 101 г. Липецка от 01.12.2017 № 160/1 «Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования в ДОУ на 2017–2019 гг» (копия)
План мероприятий по реализации муниципального проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» в ДОУ № 101 г. Липецка на 2017–2019 гг. (копия)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2020 ГОДЫ (копия)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.12.2015 № 1297 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2020 ГОДЫ», которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.
Федеральные документы
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ педагогов и обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья