Рейтинг@Mail.ru






Сведения об образовательной организации




Фотогалерея Лента новостей Страничка заведующей Объявления


Разделы




Официальный сайт Министерства образования и науки РФ-
www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование»-
www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»-
window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-
school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-
fcior.edu.ru

Развиваем Липецкую область вместе

Для детей

Портал детской безопасности МЧС России


О президенте России детям (мультфильм)


Портал дорожной безопасности для детей Госавтоинспекции МВД России




Портал для детей Министерства обороны РФ (Минобороны России)

ОБУЧЕНИЕ ПО ФГОС ОВЗ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ДЕТЕЙ С ОВЗ

»Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».

В. В. Путин


ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов

Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Отсутствуют

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Для работы с детьми с ОВЗ (в том числе детьми – инвалидами), а также для индивидуальной коррекционной работы с детьми и индивидуальных консультаций педагогов и родителей (законных представителей) имеются оборудованные кабинеты (2) учителей – логопедов. Находятся они на первом этаже.

Оснащение: в каждом кабинете имеются игры для коррекции речевой сферы, таблицы, азбука разных видов (картонная, магнитная, электронная), игрушки, картотеки, детские презентации по темам, дидактический материал для постановки для звуков; стол детский (8 шт.), стул детский (8 шт.), стол взрослый (1 шт.), стул взрослый (1 шт.), настенное зеркало, магнитная доска с подсветкой, шкаф для пособий.

 

Для работы с детьми (в том числе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами) имеется кабинет педагога–психолога, в котором есть оборудование для эмоциональной и психологической разгрузки: пучок безопасный оптоволоконный «Светлячок», панно «Звёздное небо», пуфик-кресло с гранулами, игровое тактильное панно «Ёжик», сенсорная тропа для ног, ширма для уединения, сухой душ, стол для рисования песком с подсветкой, тактильные ячейки, магнитофон, ноутбук, материалы для консультаций, демонстрационный и раздаточный материал для занятий с детьми, диагностический инструментарий, библиотека педагогической и методической литературы, стол детский (5 шт.), стул детский (10 шт.), стол для компьютера, стул взрослый (1 шт.). Кабинет педагога-психолога находится на первом этаже.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

«Будем говорить правильно» картотека словесных игр, игр и упражнений для совершения грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам; книги, фотоматериалы и иллюстрации о Липецке и о России, предметы старины, народные игрушки.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивный зал находится на первом этаже, и полностью оборудован спортивным инвентарем. Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают состояние здоровья детей, планируются с учетом ФГОС ДО.

Оснащение: спортивное оборудование (скакалки, обручи разного диаметра, канаты, мячи резиновые, мячи для волейбола, футбола и баскетбола, кегли, мячи резиновые для профилактики плоскостопия, игра боулинг, щиты для метания, игра для развития глазомера «Арбалет», мячи набивные для метания в длину, волейбольная сетка, маты и др.), мягкие модули «Бегущая по волнам», «Пройди не упади», а также имеются детские тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, гребной тренажер, велосипед механический, «Твистер», «Бегущая волна», гимнастическая лестница, мячи (25 шт.), скакалки (20 шт.), гимнастические палки (25 шт.), канат, веревочная лестница, скамейки гимнастические (4 шт.), мягкие модули, баскетбольные кольца (2 шт.), волейбольная сетка, дуги для подлезания (6 шт.), батуты (2 шт.), предметы для метания: мешочки (20 шт.), мячики (18 шт.), полоса препятствий, кегли, кольцебросы, футбольные ворота, клюшки, шайбы, лыжи, самокаты, дорожки для профилактики плоскостопия, пианино.

Спортивная площадка располагается на территории детского сада, отдаленная от ворот.

Для физкультурных занятий на улице имеются: баскетбольная стойка «Жираф», горки, лианы, 2 стенки для метания, детские развивающие центры «Скалодром», «Скалолаз», «Детский рукоход», «Змейка», «Стенка для метаний», спортивная скамейка «Улитка», щиты для баскетбола, сетка для волейбола, есть полоса препятствий, беговая дорожка, «тропа здоровья», прыжковая яма; на участках имеются разнообразные металлические конструкции для игровой и двигательной активности детей.

Оснащенность для детей - инвалидов и детей с ОВЗ:

1. Беговая дорожка детская

2. Велотренажёр детский

3. Велосипед механический

4. Спортивный набор «Кузнечик»

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания детей с ОВЗ, имеющие тяжелые нарушения речи (в том числе детей – инвалидов)

Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации

 

  

 

Специальные условия питания

Нет

Специальные условия охраны здоровья

Да

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Да

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ЭОР доступные воспитанникам, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

  

Телевизор и ДВД

с USB разъемом

 

Ноутбук

 

Стол для рисования

песком

 

Панно «Звездное небо»

 

Сухой дождь

 

Игровое тактильное панно «Ежик».

  

Развивающие настенные

 магнитные панели:

«Сложи узор»

«Подбери форму»

«Головоломка»

 

Тактильные ячейки

(в комплекте 6 ячеек)

 

Пучок оптоволоконный

«Звездный дождь»

 

Пуфик - кресло с

гранулами

 

Сенсорные тропы

 

Сухой бассейн

 

Прожектор направленного

 света с фильтром

(световая пушка)

 

Прибор динамической

заливки света «Плазма»

 

Коврик массажный

 

Спортивный набор

«Кузнечик»

 

Детские тренажеры

 

Мягкий конструктор

 «СТРОИТЕЛЬ»

Мягкие модули

  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
  • Сурдопереводчик - в штатном расписании отсутствует.
  •  тьютор — в штатном расписании есть.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ педагогов и обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


п/п

Критерии соответствия объекта и услуг требованиям по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов

Оценка текущего состояния объекта и услуг требованиям по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (да/нет)

1.

Обеспечено выделение на автостоянке мест для парковки автомобилей инвалидов

нет

2.

Обеспечена возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории объекта (при наличии территории у объекта)

да

3.

Обеспечено устройство входных групп с учетом потребностей инвалидов различных категорий (К, О, С, Г, У):

да

-К (инвалиды, передвигающиеся на кресло-колясках)

— О (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата)

да

— С (инвалиды с нарушением зрения: слабовидящие, слепые)

да

— Г (инвалиды с нарушением слуха: глухие)

да

— У (инвалиды с ментальными нарушениями: умственная отсталость)

нет

4.

Обеспечена доступность для инвалидов мест предоставления образовательных услуг и самостоятельного передвижения по объекту:

 

— наличие пандуса

да/нет

— наличие поручней

да

— наличие кресла-коляски

нет

— наличие лифта

нет

— наличие подъемников, ступенькоходов, др.

нет

5.

Обеспечено устройство санитарных узлов с учетом потребностей инвалидов (К, О, С, Г, У)

да

6.

Обеспечено дублирование звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации на контрастном фоне, а также с использованием шрифта Брайля

да

7.

Обеспечено размещение информации и оборудования с учетом потребностей инвалидов

да

8.

Проведено инструктирование/обучение сотрудников об условиях предоставления услуг инвалидам

да

9.

Обеспечена возможность предоставления инвалидам по слуху услуги с использованием русского жестового языка, при необходимости, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика

нет

10.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

да

Паспорт доступности ДОУ № 101 г.Липецка (копия)

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья является и актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

■ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

■ Каждый человек способен чувствовать и думать.

■ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

■ Все люди нуждаются друг в друге.

■ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

■ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

■ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

■ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

В нашем дошкольном образовательном учреждении присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.

Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Предоставление услуг на объекте (ДОУ № 101 г. Липецка):

Материально-техническое обеспечение

 

Детский сад — образовательное пространство, открытое для всех!

Кто входит в группу ОВЗ?

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого в нашем детском саду существует специализированная группа для детей с ОВЗ. Кстати, пребывание деток с ОВЗ в учреждении бесплатное.

Нам очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только наше мнение, так считают многие специалисты.

В чем трудности работы с такими детьми?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т. п.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа — коррекция дефектов здоровья ребенка. Если говорить простым языком, то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

С деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 101 г. Липецка можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://detsad101.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).

Наш объект, расположенный по адресу г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 20 и предоставляемые на нем услуги имеет доступность для инвалидов и детей с ОВЗ на специально выделенных помещениях.

  • В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи, задержки психического развития.
  • Ваш ребенок может посещать группы компенсирующей направленности при наличии медицинского заключения.
  • Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.

Детский сад имеет следующие условия:

 — обеспечена возможность входа на территорию детского сада через калитку;

 — обеспечена возможность движения внутри здания (расширенные дверные проемы);

В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:

— изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам в разделах Страничка педагогов и Это нужно знать каждому.

— консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада dou101lipetsk@mail.ru, mdoulip101@yandex.ru.

— «телефон доверия» по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (телефон 41-36-32, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте http://detsad101.ru)

 

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:
•организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:
• диагностирует уровень развития речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:
• проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Информационно-методические буклеты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

— Приказ департамента образования администрации города Липецка от 30.05.2017 № 767 «Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города Липецка на 2017–2019 гг.» (копия)

— Приложение к приказу департамента образования администрации города Липецка от 30.05.2017 № 767 «План мероприятий по реализации муниципального проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» в образовательных учреждениях города Липецка на 2017–2019 гг.» (копия)

— Приказ ДОУ № 101 г. Липецка от 01.12.2017 № 160/1 «Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования в ДОУ на 2017–2019 гг» (копия)

План мероприятий по реализации муниципального проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» в ДОУ № 101 г. Липецка на 2017–2019 гг. (копия)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2020 ГОДЫ (копия)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.12.2015 № 1297 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 — 2020 ГОДЫ», которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.

Федеральные документы

 

 

pgu48.ru
pgu48.ru gosuslugi.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 101 г. Липецка
Все права защищены